Печать
«Далекое прошлое нашего края»

Легендарная Югра - историческая родина обско-угорских народностей: ханты и манси. До XIV века народ ханты называли – югрой, югричами (до начала XX века – остяками), а манси - вагулами. Ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV веке слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племен являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. В первой половине второго тысячелетия нашей эры сложились основные черты материальной и духовной культуры ханты и манси. Считается, что с тех пор они не претерпели серьезных изменений.

Жилища народов севера.

Главой в семье ханты и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина.

Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством. По сути чум — это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры.

Норкол (нор-кол), буквально - «бревенчатый дом» - это срубный дом с двухскатной крышей, зачастую без фундамента.

Свайные амбары – небольшие постройки из дерева на сваях, стены которых делают из тонких бревен и досок. Использовались для хранения тех вещей и продуктов, которые обязательно должны быть сухими (меховая одежда, мука, соль).

Снежная нора – согым - зимнее жилище народов севера. Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками.

Берестяной шалаш – это летнее жилище ханты и манси. Обычно это четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой.

Так сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников – рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом свое особое жилье, а оленевод, куда не приедет, везде ставит только чум. Постройки были дощатые, берестяные, земляные; по сезонности - зимние, весенние, осенние, летние. Одни из них были стационарными, то есть стояли на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать.